Яна Небожилова, 13 июн 2022 в 16:06
Этим летом будет очередной ЭШЭР – Экспериментальная школа эволюционного развития. Готовясь к Школе (интересно, что это значит, во взрослом возрасте готовиться к школе?) я решила сделать серию интервью с командой ЭШЭР о том, что это за явление и зачем оно нужно.

Первый разговор – с Мишей Забелиным.

Говорим о:
– что значит «экспериментальная школа эволюцинного развития» (язык сломаешь, пока произнесёшь), это вообще о чём
– для кого она, причём здесь развитие групп и команд
– ЭШЭР – это какая-то традиция? причём здесь Мартин Бубер (экзистенциальная философия)
– почему у каждой Школы своя тема, зачем это надо
– немного о пространстве любви и доверия
– Школа экспериментальной культурной антропологии
– зачем проблематизировать задачи и какие задачи (пардон) таким образом решаются

Ниже – тезисная текстовая выжимка.
Ещё ниже – видеоразговор на час (можно смотреть на скорости x1.5 и выше)


Что значит «экспериментальная школа эволюционного развития» (ЭШЭР)?

Почему экспериментальная?
Потому что на Школе пробуем разные штуки и смотрим, что получается (действие + рефлексия + оценка результата).
Почему школа?
Потому что ближе к философской школе в смысле способа действия (привет, греки).
Что значит эволюционное развитие (и причём тут птеродактили)?
Команда Школы различает развитие и рост. При развитии происходит качественный переход (индивидуума, группы, общества, человечества), т.е. приобретение некоторого свойства происходит скачком.
ЭШЭР ставит перед собой амбициозную задачу – шаг в развитии общества.

Достаточно ли побывать на одной Школе, чтобы совершить этот скачок, или нет? Как это вообще работает по живому?

Школа – это эпизод (что-то сравни экзотическому приключению вроде поездки в Индию и тд), после которого я теперь знаю, что бывает/можно действовать по-разному (с конкретными вещами). Бывает, что потом хочу ещё, не распробовал, а бывает, что у людей после одной Школы размораживается какая-то сфера жизни и их, грубо говоря, туда уносит развиваться.

Как работает развитие группы?

На Школе, как и везде, есть фазы развития группы (адаптация, группировка, кризисы, единение и тд). И есть находящееся понимание: а как происходит это единение и почему оно может не происходить (например, у меня с другими группами в жизни)?
И вот когда группа приходит таки к единению, обычно остаётся время (на Школе) из этого состояния что-то ещё вместе поделать (порешать задачи и тд).
В процессе рефлексии участники понимают, что у них появился новый опыт работы с/в группе, который они могут вынести в жизнь и использовать сами дальше.

Традиция ЭШЭР. Что это значит?

Самостоятельность, осознанность, философия диалога (Мартин Бубер), переживание встречи, специфическая стилистика вопросов и модерации, самонаблюдение и рефлексия.
У каждой Школы есть тема – о ней не только мыслят и решают задачи, но и проживают в опыте, пропускают через тело (Проект – см.ниже).

Как и зачем выбирается тема Школы?

Первый критерий – то, о чём непонятно как думать.
За год команда делает 6 Школ (2 взрослые и 4 подростковые). У них всех есть ритм, есть промежутки между Школами, в которые в сообществе вокруг что-то происходит, тема может как-то жить, переосмысляться, перевариваться. Команда смотрит: а что поняли? что происходит? и что дальше?

На Школе возникает переживание любви. Люди на Школе начинают хорошо друг к другу относиться. Создаётся пул избыточного принятия и любви.

Как создать атмосферу любви и принятия всем вместе и чтобы никто не ушёл обиженным:
- нужно, чтобы команда в это верила и делала друг по отношению к другу и ко всем, кто под руку подвернётся;
- во время конфликтов тоже это отношение поддерживать;
- физическое прикосновение к людям (обнимашки).

Распорядок дня Школы:
– утренняя рефлексия (в т.ч. постановка задачи на развитие)
– общий сбор и объявление задачи (парадоксальная задача вида «придумайте мир, в котором…»)
– решение задачи в группах
– конференция (представление решений задач и обсуждение решений)
– студии (всякие предлагаемые активности) либо ресурсный час
– Проект (имеется в виду культурный проект, эксперимент в антропологии, что-то среднее между игрой, тренингом, театральным действием, мистерией и тд)
– песни/разговоры/сон

Людям обычно проще придумывать, а потом реализовывать идеи. Школа построена так, чтобы можно было придумать, тут же попробовать реализовать, прожить, потом сразу докрутить или переделать, додумать и снова проверить, прожить. Непрерывное создание процесса. Позволение людям взять авторскую позицию.
Школа экспериментальной культурной антропологии.

Зачем проблематизировать задачи:
- постановка культуры дискуссии (как разбираться с несогласиями и тд);
- чтобы лучше понять, что нарешали;
- присоединение к другим частям школы.

Спасибо за разговор!