Про стажеров
На многих школах ЭШЭР бывают стажеры. Кто это такие, кто может ими быть и зачем?

Роли на школе ЭШЭР

Как правило, на школе есть две основные роли: Участники и Команда. Еще бывает Повар, он часть команды, но с очень определенными задачами. Участники бывают первый раз приехавшие или опытные. Бывают более или менее энергичные. Команда тоже состоит из разных людей: кто-то придумывал школы ЭШЭР в 2007, а кто-то присоединился к команде провести конкретную школу. Но это все “дебри”.

То есть, при всем разнообразии, на школе есть “участники” и “команда”. Команда отвечает за разработку конструкции школы, за организацию. За замысел школы целиком. Участники отвечают за себя, за свои задачи на развитие, за свою энергию в процессе.
Участники и команда вместе делают так, чтобы получилась именно школа развития, а не что-либо другое (лагерь, игра, страт сессия, пикник, …). Это немного “магия”, в смысле трудно описать что конкретно мы делаем: тут не поместишься в короткую статью.

Кто такие стажеры

Стажеры бывают со стороны команды и со стороны участников.
Со стороны команды - это чаще всего педагоги, которые привозят на школу подростков, а сами встают в стажерскую позицию. Они как правило интересуются подходом, хотят увидеть и научиться если не делать школы ЭШЭР целиком, то использовать части методики. На взрослых школах стажеров со стороны команды бывают редко, чаще это просто менее опытные участники команды.
Со стороны участников - это чаще всего те, кому “тесно” и хочется дополнительных задач. Часто на подростковых школах это кто-то из бывалых, кто ездит на школы уже несколько лет, как правило, старше большинства участников.
Стажеры оказываются в промежуточной позиции, как бы между участниками и командой. Все же нужно четко понимать, что бывают стажеры в команде, а бывают участники-стажеры. Это разная ответственность и разные возможности.

Задачи стажеров: Быть с командой - перенять формат - помогать школе происходить.

Три спектра задач - желаний, с которыми приходят в стажеры:

  1. Быть больше с командой, видеть как команда работает. Участвовать в проектированиях. Больше времени проводить с командой. Быть в прямых отношениях с командой! Часто это сильная мотивация, сильное желание быть в связи. Часто это важный мотив для стажеров-подростков, но не только.

  2. Научиться вести школу. Научиться вести конкретные процессы. Научиться проводить игры, научиться вести дискуссии, координировать, придумывать задачи. Тут ключевое - научиться что-то такое делать, что бывает на школе, и затем это делать в своих процессах. Часто с таким запросом приходят на школу педагоги.

  3. Помочь конкретной школе происходить. Помочь команде “видеть”, что происходит с участниками, с энергией, с содержанием, со связностью. Помочь, провести, сделать. Помочь с бытовыми моментами. И так далее, главное - помощь школе здесь и сейчас, теми силами, которые есть у стажера.

Все три аспекта должны быть проявлены хотя бы в объеме “я готов это делать, когда команда попросит”. Если условно это считать за “1”. Тогда “2” - это “я хочу это делать, это нормальное и фоновое мое желание, и меня устраивает как оно получается”. А “3” значить “я этого очень хочу, и честно говоря, этого никогда не будет Слишком много. Я хочу чуть больше, чуть лучше… это самое важное, основное”.

Тогда каждый стажер один из аспектов (быть с командой / научиться / помогать школе) в норме хочет на “1”, один на “2” и один на “3”. При такой комбинации получается достаточно гармонично, и можно работать.
Если нет “3”, то у стажера будет не хватать собственной энергии.
Если “3” больше одной, будет экзальтация и бесконечное страдание.
Если хотя бы “1” по всем трем аспектам, команда будет спотыкаться и не сможет опираться на стажера.

Цикл работы команды со стажерами

О стажерстве договариваются до школы. Лучше за месяц.
Стажеры помогают набирать школу.
Перед школой мы ставим (команда целиком или часть команды - со стажерами) стажерские задачи.
На школе мы договариваемся про
стажерские задачи
в каких частях проектирования стажеры участвуют, а в каких нет
за что стажеры берут ответственность (часто, например, стажеры ведут часть “студий”)
После школы мы проводим рефлексию по задачам стажеров.

Видео про стажеров

https://www.youtube.com/watch?v=iytZKhbbQKM
там есть еще подробно, как стажеры могут участвовать в разных частях дня на школе. И немного про психологические нюансы общения команы со стаже

Что говорят те, кто был стажерами?

  1. на каких школах ты был стажером?
  2. как ты стал стажером?
  3. что ты делал как стажер?
  4. зачем это было?
  5. что ты сказал бы будущим стажерам?
  6. что бы ты сказал команде сейчас про этот опыт?

Александра Загашева. Участник-стажер на подростковых школах.

Де-юре я была стажёром на «Созидании» (2016), но там это стажерство заключалось в том, что меня так называли и разрешали спать на проектированиях ).
И де-факто я была стажёром на «Свободе» (2021), после большого перерыва приехала на подростковую школу и не влезла. Получилось, что вроде не очень сознательно, но держала часть конференции и чувствовала некоторый другой уровень понимания и участия в процессе. (Имхо. С командой не обсужадала это.)
Преданность и Оценка (весна и лето 2021), 2 школы на которых и я и команда знали о стажёрстве, договаривались о нём. +была команда стажёров, где мы сами варились в собственном соку.

  • Как ты стала стажером?
    Я стала стажёром просто. Сказала кому-то из команды, что хочу им быть и обсудила условия и стала.

  • Что ты делала как стажер?
    Ну, из базового я помогала в наборе на школу, хоть и не помню насколько успешно. На проектированиях самой школы что-то вместе с командой думала. На школе тоже была на проектированиях и тоже как-то прикладывала руку к созданию Школы. Вела, конференции, помогала на рефлексиях, особенно актуально было на “преданности” из-за непредвиденных обстоятельств. Мне кажется, что я была таким опорным предметом в среде участников. То есть, конечно, и без меня бы все справились, но со мной как будто проще, если я могу где-то подхватить. Я точно думала, за себя и за того парня. Я старалась закрывать какие-то «дыры», которые в любом случае есть, создавать магию среди участников. Чтобы посредством разговоров рождалась очень специфическая «эшэровская» атмосфера.

  • Зачем это было?
    Мне это было нужно, чтобы уметь больше. Это такой способ учиться на практике. Зачем это нужно вообще, я ответить не могу.

  • Что ты сказала бы будущим стажерам?
    Из очевидного.

  • Нужно говорить чего хочешь, что готов делать, а что не готов, не врать о намерениях и не лукавить. Не брать на себя больше, чем ты можешь вынести, помнить, что Школа случится и без тебя, иногда можно и выдохнуть. Школа случается не из-за стиснутых зубов, а даже скорее наоборот. Не бывает идеальных Школ, где все вот по трафарету нарисованы, люди разные, всё бывает очень по-разному.
  • Не становится стажёром в одиночку, имхо, это сложно, нужны другие люди в схожей роли. Развивать отношения с этими людьми, чтобы эффективнее держать общие задачи.
  • Не зазнаваться и не считать себя лучше остальных участников, это сложно так как роль объективно другая. Нужно искать этот баланс, так приятнее.
  • Быть готовым и к критике и к отстаиванию собственного мнениях, команда тоже люди.
  • Больше разговаривать со всеми, меньше с самим собой.

  • Что бы ты сказал команде сейчас про этот опыт?
    Я рада, что мне предоставили возможность так себя попробовать и проявить. Спасибо )
    Я надеюсь, что это было полезным не только для меня, что этот опыт совместной работы был приятным для всех. К моменту моего адекватного стажёрства я не хотела в команду. И именно стажёрство из этого дало мне больше свободы в отношении Школы, и как мне это видится, дало больше самой Школе.
    Всех люблю

Софья Соломонова ака Кузнечик

  • На каких школах ты была стажером?
    На Противоречии (2022)

  • Как ты стала стажером?
    Не знаю. Наверное это из-за того, что я была активна в предлагании идей, попытках собирать людей, для чужих и не очень, действий и попытках укорениться. Если смотреть изнутри, то я с самой своей первой Школы захотела стать стажером и помогать Школе случаться.
    (Комментарий команды: в итоге перед осенней школой команда предложила стать стажером, был зум, на котором мы договорились, как это будет)

  • Что ты делала как стажер?
    Я старалась вводить и поддерживать людей. Пыталась общаться. Наблюдала за действиями оргов. Переодически что-то творила общее. И пыталась взаимодействовать с вниманием и центрами Школы. Помогала с теми заданиями которые мне поручали организаторы.
    (Комментарий команды: вместе со вторым стажером, Юрой, вела студии. Участвовала в проектированиях первые полчаса, рассказывала о наблюдениях за школой. Участвовала в проектировании диспута)

  • Зачем это было?
    Мне это было для развития, в ключе познания новых ролей и бытия из них. Ещё мне это было для осуществления (хотя б на какую-то часть) своего желания творить Школы. Для Вас, оргов, это наверное было как небольшая разгрузка, в плане поддерживания и наблюдения за Школой, в те моменты когда не хватало на это времени/внимания. Я знаю, что для некоторых участников было полезно иметь переходную («менее страшную») ступень между ими самими и координаторами.
    Я помню мне рассказывали про то, что по хорошему стажеры должны быть одним из того вокруг/из-за чего закручивается Школа, но тут я ещё не успела получить обратную связь, и не знаю, смогли ли мы.

  • Что ты сказала бы будущим стажерам?
    Не бойтесь пробовать творить и сотворить. Думаю, желательно, быть более направлемыми на взаимодействия с людьми вне вашей компании, НО и в компании быть с друг другом очень важно. Соотноситесь. Особенно если знаете, что вы не те люди, которые понимают друг друга. Помогайте и поддерживаете друг друга. Но тоже что важно : не цепляйтесь. Есть нечто стандартное , что вам по любому расскажут и поэтому перечислять здесь не вижу смысла. Но есть то, о чем все почему-то молчат подразумевая! Тоже сейчас не скажу, но важно это найти и спрашивать.
    А еше, Будущие стажеры, очень бы хотелось быть среди вас.

  • Что бы ты сказал команде сейчас про этот опыт?
    Это было очень интересно и именно то, чего я ожидала. Всё ещё удивляюсь почему, хотя нам рассказывали про то как это и что это, некоторые очень важные вещи были умолчены и иногда складывалось ощущение, что команда немного не готова(?) Или просто не совсем понимает как с «Этими» взаимодействовать. Я имею в виду, например стажерские задачи. Я узнала о них от Гофмана и через какое-то время, а про то что их надо было рассказывать на рефлексии вообще через несколько дней после Школы
    Дорогая Команда, пожалуйста, если вы вводите стажеров как роль на школе, то сделайте так, чтоб о них знали участники.
    Я не уверена, что способна на стажерство, но это было очень круто! И если эта фраза может остановить от того, чтобы брать меня как стажёра, то пусть не останавливает(но я буду задавать вопросы).
    Немного необычное ощущение, когда ты и вправду со всей командой как-то вместе и взаимодействуете.
    Спасибо! Было Прекрасно ! Хочу ещё, но уже учитывая этот опыт!
    А еще команде: смотрите на стажеров. И не в плане наблюдайте как они там, а в том ключе, что в этот раз были мы: не особо социальные и немного нелюдимые стажеры.

Люба Мячина

  • На каких школах ты была стажером?
    Дай-ка вспомнить.
    Бесстрашие (2016)
    Поступок (2016)
    Горение, кажется. (2020)
    Стажёрская команда «насТРОЙКА» из меня, Яши и Лося существовала во время школы Человек и Любовь, хотя мы и не организовывали её. Что-то делали по Кубам.

  • Как ты стала стажером?
    Сначала Катя и Ли стали стажёрами. Я негодовала, что они «хрен с горы», и в организаторы не годятся. При этом на проектированиях классно и зажигательно. Пришла на проектирование и осталась. Нужно было для себя каждый раз объяснять, чего это я сижу на проектированиях, и чем занята. То есть стажёром я просто стала и всё. Мы это обсуждали только в кулуарах.
    Когда мы собрали “нас-тройку” (стажерская команда Люба-Яша-Лось), мы пришли к команде и заявили об этом, с тех пор и существовали.

  • Что ты делала как стажер?
    Мучалась, пытаясь понять, что я делаю 40% времени, 30% восхищённо внимала, в остальное время что-то делала - проектировала кубы (клуб для участников школ в городе) для “Реставрации Нравов” и библиотеки на 6 линии, какие-то из них проводила, помогала в событиях (игра для Политеха), участвовала в событиях «командой» (игра “Роль личности в истории”), тусовка или брань развиванцев (на школах, дома у Яши, на ходулях, при любой встрече).
    Помню, что на “21й” (одна из квартир, в которой жила часть тусовки) мы делали что-то очень интересное. Что-то проектировали, пока ИКТП (Катя Чигалейчик) писала магистерскую. А что проектировали, помнила бы вообще. Куб, ходульные спектакли, киноклуб. И что-то ещё.
    Перенимала опыт ведения дискуссии, аргументации, высказывания идей. Глядя на Лёху, тебя и Лося восхищалась самоутверждению. Позитивной дерзости. У Олежи училась быть сильным мягко. Просто добру.
    Итп

  • Зачем это было?
    Это было как обучение у наставника, который не решал им стать. У меня и ребят это было для разного. Ли и Ка хотели в команду, я хотела приобщиться, прокачаться. Тешило мечту о духовном учителе. Считаю, это хорошая практика - прибиться к кому-то, кто преуспел в том, в чем и тебе хотелось бы, и имплицитно считывать паттерны рассуждений.
    Мне это много дало в плане саморазвития. Психологические модели, теории, понятия и когнитивные установки, это приносило пищу для размышлений, волнующую и остающуюся после встреч.

  • подружились с Лосём и Яшей, с Михой.

  • Что ты сказала бы будущим стажерам?
    Ваше дело правое) клянитесь не паразитировать. Будьте продуктивны и проактивны.
    Знайте, кто вы, что вы и зачем, вытягивайте за волосы, если не знаете. Проговорите культуру участия в событиях и придерживайтесь её. Объясню - у нас было принято Команде ругаться в присутствии стажёров, это лишнее. Не было принято личное наставничество кем-то из команды. Хотя мысль такая была. Сделайте, не пожалеете. Формат придумывает стажёр.
    Ремарка - не существует будущих стажёров. Они либо уже есть, либо нет.

  • Что бы ты сказал команде сейчас про этот опыт?
    Про этот опыт команде сказала бы всё, что выше и - «спасибо». Это было прекрасное время!

Марк Гольдштейн

  • На каких школах ты был стажером?
    Преданность, Оценка, Риск (сезон 2021) (Марк ездил на школы лет 5 уже к этому времени)

  • Как ты стал стажером?
    На зимней школе про свободу (2021) оказалось, что я могу быть не просто участником школы, а кем-то, кто осознанно может влиять на ход школы своими действиями, при этом четко было ощущение, что это не про вступление в команду, кто делает школу. Ну а я такой был не один, поэтому и решили ездить на школы уже заранее думая о новой роли, как стажёров. (еще была Люба Гриншпун и Сандра Загашева)

  • Что ты делал как стажер?
    Как стажёр, я делал разное на разных школах, но основное: следил за ходом школы, поддерживал процессы, в некоторых участвовал как создатель процесса (например настроиться со школой на проект), давал обратную связь, участвовал в рефлексии с командой и проектировании ядерного процесса. Конечно это всё я делал вместе с другими стажёрами.

  • Зачем это было?
    Это было скорее почему, была интенция к этому. Можно сказать, что непонятно было как быть участником, имея в руках некоторое инструменты ведения школы и желание научиться новым (например вести конференции). Собственно это было для того, чтобы такие участники, как я, могли себя полноценно проявлять на школе, поддерживать ход школы и давать обратную связь от участников, практически, в реальном времени.

  • Что ты сказал бы будущим стажерам?
    Будущим стажёрам сказал бы, что главное определиться до школы: чего хочется на школе и как это реализовывать. Например: я хотел вести конференции и мы смотрели с командой, насколько это норм в тот или иной момент школы. Другой пример: мы со стажёрами сразу поняли, что не хотим никаким образом делать “проект”, хотим быть в нем только участниками.

  • Что бы ты сказал команде сейчас про этот опыт?
    Команде скажу, что стажеры это правильно, с ними школы становятся явно другого качества. Конечно это во многом моё ощущение как стажёра, но судя по всему, стажёры вместе реально могут заменять собой кого-нибудь из команды и это добавляет устойчивой динамики школе.

Анон Воловодов

  • На каких школах ты был стажером?
    Интуиция, риск, оценка (2021)

  • Как ты стал стажером?
    Я очень давно (с 2013) езжу на школы, очень люблю этот формат, и поэтому, когда команда решила возродить формат стажерства, я сразу решил вписаться в этот кипишь.
    Вообще к тому моменту уже несколько лет было довольно тесно в роли просто участника, ещё на эмпатии, кажется, я ставил себе задачи на работу с групповой динамикой. Правда, тогда у меня не особенно чего-то получалось, но факт есть факт.

Вообще я тут подумал, что я буквально чуть-чуть не застал возможность войти в предыдущую итерацию стажёров, которые Ведьма, Миша Гусев, Катя Нефёдова, Лось… Не очень помню их состав, но кажется куда-то в ту сторону.

  • Что ты делал как стажер?
    Помогал с тем, чтобы школа случилась по всяким мелочам, начиная с бытовухи и заканчивая проведением студий. Говорят, что 4 стажёра могут заменить одного координатора, если ему вдруг станет плохо. (Комментарий команды: да - при решении задач и на конференции. Нет - на проекте и в проектировании)

Набирался всяких инструментов для того, чтобы проводить групповые процессы.

Завидовал Любушке, которая при меньшем опыте чувствовала себя гораздо увереннее и осведомлённее, отчего мне казалось, что она действительно вносит значительно больший вклад в общее доброе дело. Но это уже совсем другая история.

  • Зачем это было?
    Для того, чтобы школа была легче для команды.
    Для того, чтобы школа имела более низкий порог вхождения.
    Для того, чтобы у меня была достойная задача.

  • Что ты сказал бы будущим стажерам?
    Первый пункт такой: тебе действительно нужно быть.
    В том смысле, что для стажёра важно присутствовать во всех процессах как участник. Это база.
    Именно в тот момент, когда у тебя начинает получаться слушать других на рефлексии и связывать это с тем, что происходило в прошлые дни, занимать какую-нибудь активную роль на решении, в не зависимости от того, прёт тебя от данной задачи и от данного стиля получающегося решения, или нет, и вникать в решения других групп на конференции, у тебя открывается опция быть стажёром.

Пункт номер два:
Когда у тебя уже не возникает проблем, с тем, чтобы просто быть [сильным участником] можно пробовать играться с этим быть.
В смысле, начинать следить за тем, как ведут себя в процессах другие, удерживать во внимании и их, и как-то играться с этим знанием.
Можно наблюдать за взрослыми и замечать, что они делают в рамках процессов и к чему это приводит, а потом расспрашивать у них, это было специально или случайно, например.
Можно замечать попытки тихих и зажатых участников что-то сказать, давать им это слово и поддерживать их огонёк.
Например, моторить их решения.
Можно следить за тем, кто где сидит на конференции, и как это влияет на её активность.
Можно в калуарах отлавливать тех, с кем ты ещё не общался и разбалтывать их.

И, пожалуйста, не задавайся, скорее всего, тебе будет хотеться всё время тусить с командой, но постарайся не отдаляться от участников.
Пусть они завидуют не твоему статусу, но твоему умению.

У тебя всё получится.

Обнял.)

  • Что бы ты сказал команде сейчас про этот опыт?
    Мои замечательные, спасибо вам большое.
    И пожалуйста.
    Очень вас всех люблю.
    Я думаю, из всех попыток запустить стажерство на подростковых школах, имена эта уже самая удачная, желаю вам, чтобы она продолжалась и дальше.
    Берегите стажёров, они могут быть снова как на первой школе, потому что новая порция ответственности всегда даёт новую порцию стресса, даже если среда максимально принимающая.
    Пусть стажёры берегут вас.)

Думаю, за то время, пока я не ездил на школы вы уже отстроили новое трёхслойное взаимодействие лучше, чем оно было на оценке, например.
И дальше будет ещё больше понимания, как с этим работать.

Обнимаю крепко-крепко.
До связи.)