Школы развития

Парадоксальные задачи открытого типа

miry.jpgЭШЭР - интенсивное погружение в мир парадоксальных задач открытого типа, для которых не существует заранее определённых ответов, а найденные решения ошеломляют даже самих исследователей. Решение таких задач стимулирует творческое мышление, развивает нестандартный подход к (казалось бы) знакомым вопросам. Работа с парадоксальными задачами это всегда поиск нового угла рассмотрения. Все участники школы учатся находить общий язык с очень разными людьми, продвигаясь в совместном размышлении. Задачи открытого типа требуют от группы сформулировать дополнительные ограничения, понять условия одним из множества возможных образов. Это значит уточнить постановку задачи исходя из того, что кажется группе участников самым важным ракурсом рассмотрения.
Способность достроить условия задачи - очень важный навык в жизни, как в практической, так и в исследовательской и творческой деятельности. А сделать это, находясь в диалоге с другими - навык, поистине бесценный в современном мире, где все больше сложных работ требуют кооперации и слаженного действия команды.

Образовательный подход

Образовательный подход, нацеленный, в первую очередь, на освоение системного и творческого мышления, а не на усвоение конкретного ограниченного набора знаний.
- Что такое системное мышление? Это способность удерживать во внимании некоторый набор фактов, понимать и видеть связи между ними «в объеме» и строить новые суждения о свойствах всей этой совокупности как целого. Способность понимать, как изменения одного элемента приводят к переменам во всей системе, и способность эти изменения описывать. На уровне коммуникации и группового решения это требует довольно развитого языка и взаимопонимания. На школе развития мы как раз и учимся создавать этот язык. Учимся создавать такое состояние работы группы, где каждый слышит других и готов развивать общее течение мысли, а не «тянуть одеяло на себя». В ходе решения задачи группа сама становится сложной системой, устроенной рефлексивно - мы анализируем и понимаем, в какой роли каждый участник группы сейчас находится. Что необходимо для наилучшей работы каждого участника и группы целиком?
- Что такое творческое мышление? Это такой тип интеллектуальной и душевной деятельности, в которой мы порождаем новые мысли, образы, смыслы. В отличие от шаблонного мышления, в ходе которого мы обращаемся к «правильным ответам», в творческом мышлении мы все время имеем дело с новыми высказываниями, про которые заранее не известно, насколько они удачны. Находясь в творческом состоянии, мы формулируем новые мысли, создаем образы, находим неожиданные примеры, обнаруживаем нестандартные логические ходы. Создаем «с нуля», или соединяя существующие части так, как раньше никто не соединял - создаем новый синтез информации. Это само по себе очень волнующее занятие, и одна из самых загадочных человеческих способностей. Та область, которая до сих пор не дается компьютерам.
- Как быть со знаниями? На школе развития все наши эмпирические знания, знания о фактах, становятся примерами, на которых мы проверяем пригодность наших моделей. Теоретические знания мы стараемся «отложить в сторону», и используем в ходе решений то, что понимаем, а не то, на что можем сослаться. Мы стремимся достичь свободы мышления, где обязательными и верными для нас оказываются законы логики и наше прямое наблюдение, а не бытовой «здравый смысл» и общепринятые предрассудки.
Одна из задач школы развития в интеллектуальной области - ясный ответ на вопрос «- Что я знаю? Почему я думаю, что это знаю?»

Новые друзья

3va6oobgaky.jpg
ЭШЭР - новые друзья, яркие впечатления, вечерние песни под гитару, душевные разговоры и чуткое отношение к каждому. Дружба, начинающаяся с сильного совместного переживания, имеет свойство длиться годы. Это подтверждается историей сообщества участников прошлых школ.
Сейчас часть наших участников живет в Санкт-Петербурге, часть в Москве. Некоторые - в других городах, и очень многие поддерживают тесные контакты друг с другом. Такие теплые отношения становятся реальной поддержкой и радостью, и помогают двигаться и находить свое место в жизни. А часто через школы удается преодолеть трудности в общении с людьми, казавшимися непроходимыми. В том числе ради этого мы и делаем наши Школы Развития.

В течении последних лет темами школ развития становились такие понятия, как: Поступок, Добро, Бесстрашие, Понимание, Резонанс (синергия), Достоинство, Реальность, Выбор, Модель, Ошибка, Диалог.