Школы ЭШЭР бывают 6 раз в год.

Для подростков бывает осенняя, зимняя, весенняя и летняя (в конце июня) школы, календарно привязанные к школьным каникулам. Они длятся по 7 дней (летняя 10 дней) и проходят на базах в Ленинградской области (летняя - в палаточном лагере на Ладоге)

Для взрослых бывает зимняя и летняя школы. Зимняя - в конце января (неделя после 25 января), летняя - в первую декаду августа, 10 дней на Ладоге в лагере.

Для школьников: «Что я там буду делать, на весенней/осенней/зимней/летней школе?»

Мы спросили школьников - участников прошлых выездов: Как бы ты ответил: -«Что я там буду делать, на зимней школе?» и вот что они ответили (лексика оригинальная):

— Привет, я бы сказала, что они будут учиться думать в непривычной манере, что тот образ жизни к которому они привыкли изменится на неделю, теряется ощущение времени и вкус от присутствия в этом мире станет слишком концентрированным.

— Понимать, что думаю про тему школы, где её вижу и как отношусь, какая она у меня в мечтах. И заодно про многое другое. Параллельно тусить со сверстниками, совместно обалдевая от того, что только что осознал, разговаривая и споря с ними о чём угодно.

—В первую очередь понимать про себя и про то, что вокруг тебя. Возьмëм например тему школы - Свобода. Понятие тонкое и весьма многогранное. Где оно начинается? Где кончается? И кончается ли вообще? Лично я очень долго бился над этими вопросами, активно пытаясь искать ответы во всëм, что вижу, слышу и чувствую. Школа хорошо подходить как место, специально заточенное под поиск таких вот специфичных ответов на специфичные вопросы. Даже не обязательно по теме школы. Вот я со Свободой активно разбирался ещё на Дороге и частично на Владении. Это в целом крайне удобная среда для поиска ответов на уже известные вопросы и формулирования новых, с которым потом ещё можно долго и упорно разбираться. А пытаться разобраться в подобных вещах это как минимум весело и интересно, а как максимум потом с этим знание живëтся по-другому, зачастую в лучшую сторону. Как минимум оно позволяет формулировать новые более глубокие и сложные вопросы)

—Ты можешь делать всё или ничего, как хочешь. Ты можешь мыслить в другими людьми об одном и через этого чувствовать связанность с ними. Ты можешь работать головой так, как тебе самому хочется и нравиться. Ты можешь расти над собой, улучшая в себе то, что сам выберешь

—Я бы ответила так: решать парадоксальные задачи, которые развивают мышление, а также очень много работать с целеполаганием и рефлексировать. рефлексия и развитие мышления — это, пожалуй, наиболее важное. Именно рефлексия позволяет отсекать ненужные механические привычки и распутывать собственные мысли и чувства. Развитое мышление, которое развивается в процессе схватывания решения задачи и самой задачи (её не всегда легко помыслить), помогает впоследствии в важных для человека делах (какими бы эти дела ни были: от 5 по литературе в аттестате до научной революции)

— Если коротко, то меняться, работать над собой, получать огромное удовольствие от происходящего на школе, мыслить. И все это только если есть желание участвовать.

Для родителей

Как устроена школа?

• Днём решаем парадоксальные задачи в группах

Учимся мыслить вместе о том, что не укладывается в привычные рамки. Развиваем мышление и коммуникацию.

• Вечером «проживаем» тему школы через игру и театральные техники

В прямом взаимодействии встречаемся с тем, о чем думаем. Развиваем эмоциональную сферу и живую этику.

• Ставим и рефлексируем задачи на развитие

Осознаем свои желания, ставим задачи на развитие, чтобы освоить то, что я хочу делать, но еще пока почти не могу. Осознаем, что удалось, а что не очень.

Творческая группа «ЭШЭР» (Экспериментальная Школа Эволюционного Развития) придерживается образовательного подхода, нацеленного на освоение системного и творческого мышления, а не только на усвоение конкретного набора знаний. Очень важным, на наш взгляд, является опыт совместной интеллектуально-творческой работы со сверстниками и старшими коллегами-профессионалами, полный подлинного азарта научного моделирования, неожиданных поворотов мысленного эксперимента и изящного, умного юмора. Мы предлагаем интенсивную методику дополнительных основному образованию занятий, основанную на практике научно-культурного проектирования. ЭШЭР – авторская методика, для которой НООГЕН – один из родителей.

Зачем школьникам участвовать в ЭШЭР?

У подростков мало собственного жизненного опыта, а потому они более свободны от стереотипов, чем взрослые. Они мечтают и верят, что мечты можно воплотить в реальность. Поэтому они с удовольствием берутся решать парадоксальные задачи, и в процессе начинают думать о реальности, её законах, устройстве мира и общества. Учатся выражать свои мысли аргументированно, а не просто отмалчиваться. Учатся занимать позицию в споре-дискуссии и отстаивать её, задумываются о том, какими принципами, ценностями они пользуются в жизни или хотят пользоваться.

Команда

С 2007 года творческая группа “ЭШЭР” провела больше 30 выездных школ развития. Одним из важных результатов можно считать то, что школьники, ездившие на первые школы, теперь сами принимают участие в создании Школ развития для следующих поколений подростков.

Состав команды меняется от школы к школе, каждый раз мы делаем отдельный пост про состав, который едете в этот раз.

Типичный день на школе

10-10:30 – завтрак

10:40-11:30 – постановка задач на развитие и деятельностная рефлексия по ним (в группах)

11:40- 11:50 – общий сбор, установка на день (рассказ о том, что будем делать сегодня), постановка задачи для работы в группах

12:00-13:30 – решение парадоксальных задач в группах

13:40-15:00 – конференция по результатам работы в группах (первая часть)

15:00-16:00 – обед

16:00-17:00 – конференция (вторая часть)

17:00-18:00 – свободный час

18:00-20:00 – студии по выбору.

20:00-21:00 – ужин

21:00-23:00 – вечерний «проект» в форме игры живого действия

23:30 — отбой

Четыре главных формата на ЭШЭР

  • Постановка задач на развитие и рефлексия по ним. Задача – развитие субъектности, осознанности и готовности говорить о своих действиях, планировать желаемые изменения собственного мышления и поведения.
  • Решение задач открытого типа и конференция. Задача – развитие навыков коллективного мышления и решения открытых задач, освобождение творческого начала, умения работать в группе.
  • Студии. Задача – активизировать телесную и эмоциональные стороны, взаимодействовать невербально. Часто студии построены вокруг театральных практик, движения, звучания, работы с вниманием.
  • «Проект» – игра живого действия, разворачивающаяся, как сериал, в течение всей школы, проявляющая тему школы внутри разных ситуаций. Задача – получение участниками прямого опыта нахождения в ситуациях, касающихся темы, и затем осмысление этого опыта.

Четыре процесса взаимно дополняют и усиливают друг друга, приводя к возможности самонаправленного развития.

Чуть больше про парадоксальные задачи.

Первую половину дня мы решаем парадоксальные задачи в группах. Весной 2020 года мы записали специальный курс о том, как вести себя участнику в таком процессе. Он не обязателен, но полезен для знакомства с методикой: https://stepik.org/course/70599/promo

Сначала примеры:

Придумать мир, в котором каждая мысль имеет вес.
Построить теорию интуиции.
Придумать и описать вступительный экзамен в школу творцов.
Как найти всех тех, кто ищет то, не знаю что, то же, что и я.
Придумать тест на взрослость, который работает не только в нашем мире, но и в мире, где дети и взрослые внешне не различимы.
Доказать, что мы не роботы.
Парадоксальная задача, как правило, подразумевает моделирование мира. При этом особенность её такова, что при построении мира неизбежно наталкиваешься на противоречие, возникающее при сохранении правильности хода рассуждений. Поэтому, чтобы сдвинуться с этого места, приходится разбираться: «А что это такое?», «А откуда я это знаю?» и т.д. Таким образом внутри группы зарождается интенсивный диалог, в котором разбираются базовые для этой задачи понятия, проверяются на прочность установки, сталкиваются картины мира, и на этой энергии рождаются уже личные понимания. И из этого нового поля смыслов и значений собирается решение задачи. После решения проводится конференция – группы по очереди представляют свою модель, и происходит обсуждение сделанной разработки. Зачастую итоговое решение удерживается только целиком группой, и это отдельная задача для докладчика – смочь самому удержать весь новый, возникший буквально только что контекст, и донести его до слушающих. А перед слушателями, в свою очередь, стоит другая задача – уловить и понять логику докладчиков, и смотреть на модель из нее.

После такой работы оказывается, что обсуждаемые понятия стали объёмными, что теперь это не набор вложенных в меня установок и стереотипов, а моё собственное понимание, рожденное через опыт и открытие.

Зачем мы делаем школы. Как от затруднения мы приходим к решениям, имеющим практическое значение

Чтобы прийти к изменениям ситуации, необходимо проделать цикл ухода-возврата. То есть, сначала нужно отстраниться от имеющейся ситуации, в изоляции построить новую модель, и затем вернуться и внедрит ее в исходную ситуацию.

Обычно его проделывает инициативная группа - “команда школы”. Для этой работы нужна высокая чуткость и погруженность в происходящее, хорошее групповое мышление внутри команды.
Частый вариант - к команде обращаются практики с просьбой помочь организовать продуктивное обсуждение. В диалоге с ними мы выясняем, что именно и зачем нужно обсудить, и у нас появляются гипотезы по поводу ситуации и затруднений в ней.
В любом случае, отправной точкой является некое затруднение в жизни, о котором мы хотим подумать.

Затем следует фаза работы команды разработчиков: мы выделяем тему, внутри нее семантические ряды, противоречия, трюизмы и мифологемы. Используя этот материал, мы формулируем списки возможных парадоксальных задач, и затем выбираем среди них наиболее подходящую для работы с конкретной группой.
Подробно эта часть метода будет рассмотрена в курсе для ведущих.

Затем следует сессия мышления в группах - от 10 до 60 человек одновременно решают одну и ту же задачу и затем делятся результатами на конференции. В итоге возникает “сплав” идей и решений, возникает проработанное семантическое поле, в котором участники обсуждения сходным образом понимают смысл слов и не “дерутся за правильное употребление терминов”.Обратной стороной этого становится то, что мы начинаем говорить на “птичьем языке”, понятном только участникам группы.

Последний такт - сборка, рефлексия и разработка практик для внедрения. В этот же момент результаты совместного мышления могут быть упакованы в формы, понятные за пределами решавших групп.

Затем наступает время возврата результатов мышления в жизнь, встреча старых идей с новыми, время изменений практики. Это уже относится к другим аспектам нашего андрогогического подхода.

Что еще посмотреть

  • Мини-курс по методике решения парадоксальных задач https://stepik.org/course/70599/info
  • Летние школы НооГен: образовательный экстрим / М. М. Миркес [и др.]. – Москва : Эврика, 2005. – 240 с
  • Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н.Б.Крыловой и М.Ю.Жилиной. Научный редактор серии Н.Б.Крылова. Выпуск 1 (43), 2010.
  • Зайцев В.С. Школа нового поколения: педагогические технологии авторских школ. – Челябинск, 2017 – 64 с.
  • Оксана Глазунова. Физический Фейерверк. практика широкополосного образования Под редакцией А.С. Обухова. Москва 2018

А еще…

Инервью с М.Забелиным о том, что такое ЭШЭР