Осенняя школа развития ЭШЭР для подростков (13-18 лет). Тема осенней школы — Противоречие.
29 октября — 4 ноября на базе под Питером.

С одной стороны, она продолжает тематическую линию подростковых школ: Смелость - Высказывание - Противоречие. С другой, отвечает на многочисленные просьбы сделать школу про гнев, конфликт, сложные чувства. С третьей, берет самое сердце мышления: как известно, затруднение есть начало мышления, а оно возникает как следствие противоречия.

Противоречие — одно из «самоочевидных» понятий, которому довольно трудно дать определение. Противоречие — это когда одно противоречит другому. Но что это значит?
Противоречие в жизни: бывает, что я совершаю поступки, для меня очень естественные, а для наблюдателя (друзей, родителей, учеников, коллег, еще кого-то) — противоречивые. Почему так, почему мы так по-разному это оцениваем?
Противоречие в мышлении: бывает, что размышляя, как мы оказались в конкретной точке, я прихожу к взаимоисключающим выводам. Хотя вроде бы каждый раз рассуждаю «честно». Одно и то же оказывается и осмысленным, и бессмысленным; и хорошим и плохим; и нужным, и не нужным. Почему так получается? И что с этим делать?

Это не только любопытно, но и полезно. В психологии понятие конгруэнтности — целостности всего, что происходит со мной, и сигналов, которые я передаю — очень связано с переживанием счастья.
Так можно ли раз и навсегда стать целостным, «без противоречий», и жить счастливо? Или наоборот, разрешение противоречий дарит миг счастья, и потом снова мы ищем новые противоречия, чтобы прожить их?

С противоречиями связано развитие. Двигаясь сквозь противоречия, человечество создает новое и иное. Как это делать?

Обо всем этом школа. Она сама по себе в странное время, когда у нас и мир, и не мир. И война, и не война. И модерн, и средневековье. Будем это понимать и проживать.

Ссылка на регистрацию: https://forms.gle/ru6nYoa2fGtvS3Ga6

Команда Осенняя школа ЭШЭР. Противоречие :

  • Марго Кожекина
  • Мария Александрова
  • Александр Рыкалин
  • Светослава Гальетова
  • Настя Кобзева
  • Миша Забелин

Заметки по ходу дела

Как мы проектируем школу.
Стали записывать друг другу видео: часть команды проектирует в Хайфе, часть в Питере, шлем друг другу короткие сборки и через это держим связь.
Думаем сейчас, что противоречие — такая же странная тема, как «модель» и «оценка»: когда начинаешь с ними предметно разбираться, исчезают без следа, оставляя кучу фантиков. Договорились созваниваться и обсуждать противоречия, с которыми встречаемся по ходу дня. И сразу же стало интересно)
Кроме того, начали говорить про зимнюю взрослую школу, хватит ли духа сделать школу про дух. Пока кажется, что сдюжим, что надо, что вовремя, что вызов времени такой, не отвертишься.
А как вы готовитесь к школе?

Дом и дорога.
Поход закончился - но все только начинается.
Середина лета, но уже маячит впереди сентябрь.
Мы сблизились - когда же мы увидимся вновь?
Что это - сопоставления, противоречия, части целого?

Разговор с родителями перед школой - запись видео

Осенняя школа ЭШЭР. Противоречие закончилась! Получилось сложно, сильно, светло.
—————-

На каждой школе мы используем маркеры, «градусники», чтобы оценить происходящее. Совершенно неожиданно, не запланировано, на этой школе к «энергии», «движению в содержании» и «связности» добавилась «надежда». Так вот, надежда очень даже появилась.
И за это спасибо!